У нас уже стало традицией, что новый год мы празднуем с друзьями и их детьми, и что я устраиваю для детей что-то вроде "поиска сокровищ" или приключения. Мне так нравится, что для них это что-то такое же обязательное, как новогоднее оливье моего детства (оливье, кстати, мы как раз не делаем).
"Приключения" эти довольно простые, без костюмов и особого сценария, но с небольшими задачами для детей и мелкими подарками в награду (всем одинаковые).
Для себя запишу тему этого года. В этом году Мира попросила что-то связанное с "детективами и разгадыванием преступлений." Ну преступления, так преступления. Задачи в основном были на логику, так что решали их старшие дети, но сложно устроить так, чтоб задания были на правильном уровне для всех. Для младших детей зато было беганье по дому и другие физические задания.
Начиналось оно так: я рассказала детям, что "однажды в штормливый и холодный вечер, к нашей частной компании по расследованию преступлений пришла клиентка, у которой случилось неприятное: у нее украли драгоценности-бриллианты." То есть она не помнила точно, где и как и что с ними случилось, но знала точно, что бриллианты были дорогие, и что она не знает, где они.
Пострадавшая, Аня, была растеряна и готова предложить нашей команде должное вознаграждение.

Команда слушала внимательно и согласилась взяться за работу -- за кейс, который я предложила назвать "The Case of Too Many Clues".

Что было немного необычно в этот раз: я старшим детям дала небольшие роли по ходу событий. То есть кроме решения задач, они еще и участвовали как "свидетели" или помощники. Каждому было сказать максимум по предложению, но оно все равно вовлекало их потуже в действие. Слова, даже выученные заранее, им не помогали знать, что произойдет.
Первое задание было такое: оказалось, что у преступления были свидетели, и они даже записали свои показания, но запечатали их в конверт. А конвертов на самом деле было аж три.
Один свидетель, Гоша, сообщил, что он точно знает, что правильные показания были положены в конверт с двумя зелеными домино. Другой свидетель, Мира, тут же сказала, что она знает, что, для того, чтоб запутать след, надписи на всех конвертах были сделаны специально неправильно.

Итого у нас было три конверта, с такими надписями:
(1) 2 зеленых домино
(2) 2 красных домино
(3) 1 зеленое и 1 красное доминоЯ сказала детям, что у меня есть возможность вынуть одно домино из одного конверта -- но только одно и только из одного. Они могут сами решить, из какого конверта мне его вынимать. Но после этого они должны будут выбрать конверт с правильными clues. А clues есть во всех конвертах, только в двух из них они -- неправильные, и что я не скажу, где и как -- если не угадаете, то будете бегать зря.
Я действительно заготовила неправильные clues и готова была послать детей по неправильной дорожке, если они сильно начали б настаивать на своем выборе.
На лицах -- глубокая задумчивость:

Не могу сказать, что они решили задачу полностью сами, но я не подсказывала, а только задавала вопросы, если они начинали придумывать что-то не так. В общем задачу они решили совместными усилиями старших детей, домино им было показано, и они разобрались, в каком конверте было два зеленых домино.
В полученной им из конверта бумаге было написано:
Следующая clue находится в ящике со столовыми приборами.
Человек, взявший драгоценности, находится в этом доме.До ящика они добежали очень быстро своей большой толпой, и записку со следующей подсказкой там нашли очень быстро. Но тут оказалось, что их поджидала засада. "It's a trap!" сказал свою заготовленную реплику Робик: "этот забор заэлектрифицирован. Нам надо проползти через него, не дотрагиваясь до проводов."
Игорь наскоро соорудил "забор" из веревок с друзьями. И детям пришлось через него пролазить.

Благодаря присутствию малышей, которые тоже хотели играть с веревками, "забор" еще и двигался, что усложняло задание.

Справившись с забором, дети стали пытаться понять, что же значило то, что было написано в записке. А было там написано вот что:
Все три утверждения в этой записке верные:
1. Следующая clue находится в гараже.
XOR
Мы празднуем новый год.
2. Следующая clue находится в подвале.
AND
Следующая clue находится над раковиной.
3. Человеку, взявшему драгоценности, меньше 20 лет.
XOR
Человеку, взявчему драгоценности, меньше 5 лет.
Над этой запиской им пришлось подумать. Первую часть они решили быстро -- она там была для практики задач с XOR (я заранее проверила, что Пухтышкин и Мурмилка знают, что это такое).

Я думала, что третья часть у них займет дольше всего, но нет, после некоторых сомнений, Гоша ее все же решил, даже быстрее, чем Игорь, на котором я проверяла задания (то есть проверяла, что я не напутала чего-то), и поняли, что преступник старше 5, но младше 20. Правда они были так заняты, что не задумались над тем, что же из этого следует.
Как ни странно, они зависли над второй частью: "как может быть clue сразу и в подвале и над раковиной?", пока Робик не сказал: "может оно над раковиной, которая в подвале?!" -- и всю толпу тут же снесло ветром обратно в подвал.
Над раковиной их уже ждала записка, где было написано, что человек, взявший драгоценности, выше трех футов ростом и ниже пяти футов. Они примерились к себе. "Это точно не малыши", поняли они. "Так это кто-то из нас" -- осенило их.
Вы бы видели эти выражения лица: "о-о-о-о". Точно как герои Агаты Кристи, которые вдруг понимают, что путей в дом для чужаков нет, и преступник -- один из них. Это и было главной новинкой этого года. В прошлые годы "злодеи", если такие были по сюжету, всегда были извне и игрались кем-то из взрослых. А тут -- вот те на.
Еще в записке было сказано, что следующая записка будет за рекой. "Реку" у нас изображали несколько длинных тубусов из под ковров. Один из детей сказал свою заготовленную реплику, что реку нельзя обойти или перейти -- ее можно только перепрыгнуть, и надо друг другу помогать. Они тут же усердно кинулись "помогать" малышам перейти реку, первым делом усадив Рину "в реку" два раза подряд от избытка рвения. Я попросила их действовать помедленней, и они все перепрыгнули-перетащили друг друга.
На другой стороне "реки" не было ничего, кроме пустого детского стола. Благо у нас в подвале еще нет мебели, кроме этого самого стола. Кто-то из них быстро сообразил посмотреть под столом, и они нашли записку, прикрепленную к нижней стороне столешницы.
В записке было написано, что обратно путь лежит через зыбучие пески, и что взявший драгоценности человек уже отучился в первом классе. "О-о-о" впечатлились опять дети, оглянувшись и поняв, что в подозреваемых осталось всего 7 человек: Катя, Робик, Гоша, Мира, Ксюша, Муся и Ари
"Зыбучие пески" изображались с помощью все тех же тубусов, только теперь их надо было перейти вдоль, поверх одного тубуса. Предполагалось, что это задание на балансирование, но когда несколько детей стали на тубус одновременно, он немного сплющился (к счастью, не полностью), и ходить по нему стало гораздо легче.
Еще до того, как они все успели "перейти", кто-то глазастый из детей обнаружил следующую записку внутри одного из тубусов.
В записке было написано:
Следующая подсказка -- в месте великих сражений, где две армии воюют друг против друга и "ловят" чужих воинов, но раз за разом возвращаются полным составом, чтоб сразиться опять.
Человек, взявший драгоценности -- старшая дочка в своей семье.
Там-парам-парам. Звучит тревожная музыка. Нет, музыки у меня, к сожалению, не было, хотя было бы очень к месту. Подозреваемых осталось всего трое: Мира (М), старшая дочка Дэна - Катя (К) и старшая дочка
aite -- Ксюша (X). "Я не брала драгоценности!" закричали все трое. Я только пожала плечами: "к счастью, полиция уже проинтервьюировала всех трех подозреваемых и собрала их показания. Они находятся в следующей записке."
Тут дети сообразили, что надо опять перечитать записку, и быстро догадались, что речь шла о шахматной доске. Новая доска, свернутая тубусом, лежала неподалеку, и внутри тубуса и обнаружились "показания свидетелей". Показания были такие:
Вот что сказали подозреваемые. Только одна из них сказала правду.
К: "я не брала драгоценности".
Х: "я не брала драгоценности".
М: "Это К. взяла драгоценности".
Я попросила "подозреваемых" прочесть свои показания вслух. Одна из них тут, конечно, догадалась, кто именно что именно взял (недаром же я ей до игры дала мешочек с красивыми камушками и попросила положить в карман), но, к счастью, она молчала и даже подыгрывала другим, пытающимся разобраться в преступлении.
"Я не брала!" повторяла К. "Вот именно", -- соглашалась с ней я, "так ты и сказала на допросе. Но двое из вас на допросе соврали. Так кто же взял драгоценности?" Мысли у нашей команды следователей немного заплетались. Они довольно быстро поняли, что Мира и Катя не могут обе говорить правду и не могут обе говорить неправду. То есть одна из них сказала правду, а одна соврала. Но какая? На этом месте они немного забуксовали, но не слишком. Кто-то из детей помладше попытался перевести разговор на то, кто как улыбается или смотрит таинственно, но я попросила всех сфокусироваться на конкретных доказательствах, которые у нас были. Так кто же?
Наконец-то они решили и убедили друг друга в решении. "Это Ксюша!" -- повернулись они все к ней.
"А, эти, что ли?" -- сказала она, драматично доставая мешочек с красивыми стекляшками, "а я думала, что это шарики для marble run, и взяла поиграться." (эту фразу я ей сказала заранее, конечно, но, думаю, она до последней записки не знала, что это коварная я решила ее подставить).
Преступление было раскрыто, драгоценности найдены, и команда отправилась наверх получать вознаграждение.
Мои дети мне потом сказали, что им очень понравилось, и понравилось, что преступником был кто-то из них. Надеюсь, что и другим тоже понравилось. В следующий раз надо будет начать планировать раньше и заготовить действитльно правильное музыкальное сопровождение и может быть даже костюмы.