angerona.livejournal.comСравнивать детей -- дело неблагодарное, и может быть даже вредное, но его сложно избежать. Например, глядя на Зорика, я иногда вспоминаю, что Мира в этом возрасте говорила уже гораздо лучше, да и Гоша тоже больше говорил предложениями. Но и у Зорика есть места, где он опережает то, что умели Гоша и Мира в этом возрасте.
Одно из таких дел -- это приучение к туалету. Он почти всегда уже просится по большому и делает свои дела на унитаз, как большой. Я даже думаю, что это можно было бы написать как "всегда просится", если б мы иногда не пропускали его "а-а". Но у няни он ходит только на унитаз, да и у нас зачастую тоже. За всю поездку в Калифорнию, у него был всего один запачканный дайпер. И если его посадить на унитаз или горшок, то он сходит по маленькому почти всегда -- то есть умеет управлять этой функцией и понимает, что надо делать. Этот горшковый прогресс -- заслуга няни и самого Зорика, а не нас с Игорем, а мы всячески этому рады.
Еще Зорик хорошо различает цвета и любит сам бегать рассказывать нам, какого цвета тот или иной предмет, особенно если он "синий" или "оган" (оранжевый) или "зеены" (зеленый). Я помню, как Мира уже очень хорошо говорила, и даже начала учить буквы, а в цветах все еще путалась где-то до двух с половиной лет.
А вот еще в чем он у нас просто передовой ребенок -- так это в хитрости. Вечером, когда мы укладываем его спать, у него уже целая процедура: он просит ам-ам-ам -- мол "я самый голодный ребенок в мире, накормите меня". Причем убедительно так просит. Если знает, что Игорь уже дома, то уточняет, что надо ам-ам с папой, и показывает вниз. Прийдя на кухню, охотно отвечает, что да, хочет есть, и выбирает, что именно он будет есть, следит, чтоб ему положили в тарелку. А дальше.. есть отказывается. Потому что видимо не голодный, а просто "ну не буду же я спать сейчас?!" Если дома Игоря нет, а я ему отвечаю, что он уже поел, он иногда начинает проситья "пи-пи-пи" -- что он хочет в туалет. Я как-то на это ему ответила: "Зорик, ты только что сходил в туалет. Писяй в дайпер, если так хочется." Он посмотрел-посмотрел на меня, и сказал "а-а!" -- то есть "да я срочно захотел какать", прекрасно понимая, что тут-то я ему не скажу в дайпер делать. Ну что? Пришлось вести его в туалет, где он, естественно, ничего толком не сделал. Выдавил из себя две капли и довольно заявил: "пи-пи" -- "все сделал, как обещал." нет, понятно, что проситься в туалет или поесть вместо того, чтоб спать -- это совершенно нормально для детей. Но не в двадцать же месяцев?! А тут вот такие хитрости уже вылезли.
Еще он очень любит командовать людьми. Говорит: "няня, встань" чтоб Анаит встала и танцевала с ним. Или вчера вечером видит, что Мира идет наверх, и призывно кричит ей: "Мима!" Она отвечает: "Что, Зорик?" Он ей: "Мима, ам-ам" и показывает на ее тарелку -- иди, мол, Мира, ешь. Мира это прекрасно понимает и говорит: "я только что поела". На что Зорик, не задумываясь, отвечает командирским тоном: "адын!" -- что значит "иди ешь еще, Мира".
Про себя он говорит "я", и часто если хочет что-то сделать сам, то так и говорит "я, я, я" и показывает себе на грудь. А сам он любит делать многое. Очень независимый и самостоятельный малыш. Этот не пропадет. Если его не накормить во время, он залезет в шкаф, достанет себе сириал и будет есть из коробки, довольный. Точно так же может залезть в холодильник за ягодами или к крану за водой. О, собственно, в залезании везде и всегда, и в спортивных способностях, он тоже более продвинутый, чем его братик и сестричка были в этом возрасте.
На этом я прекращаю сравнения, и уже смотрю на нашего любимого Зорчика как он есть, не сравнивая ни с кем.
Update: пока я писала эту запись в Гошиной комнате, Зорик сходил вниз и вернулся с батоном французкой булки.