angerona.livejournal.comУкладываю детей спать. Они говорят мне, как меня любят -- что я лучше, чем все деньги в мире. Я улыбаюсь, что любая человеческая жизнь ценнее, чем деньги.
"Mама, а как тогда в еврейской истории про Джозефа, которого его братья продали кому-то?" спрашивает Гоша.
Удивительно, как он помнит и вспоминает какие-то такие вещи.
"Ох, Гошка", -- говорю я ему, "было в человеческой истории много-много веков, когда существовало рабство. Вы знаете, что такое рабство?" Оба махают головой, что нет. Перевожу на английский. Гоша кивает, что да, знает. Но в общем понятно, что оба примерно знают, потому что обьяснять сильно не приходится -- тут же оба очень расстраиваются.
"мама, ну КАК такое возможно?" кричит Гоша. "Ну ПОЧЕМУ? Почему люди такое делали?"
Как на такое ответишь? "Kак бы я хотела сказать тебе, что в мире нет и не было никогда ничего плохого", -- говорю я. "Но это будет неправдой. Всякое случается."
"Вчера что-то очень плохое случилось" -- тихо говорит Мира. И я подтверждаю, что да, вчера случилось что-то очень плохое. Но стараюсь не акцентировать их внимание, чтоб не пугать, хотя у самой подступает комок к горлу при мысле о том, что вчера в Sandy Hook школе были расстреляны 20 детей вот такого возраста, как мои. "Нам остается только надеяться, что все же в мире многое меняется и меняется к лучшему. Рабство, например, в нашей стране уже полтора века запрещено, и в других странах тоже."
"И хорошо!" воинственно заявляет Гоша. "Так ему и надо. И чтоб никогда больше нигде рабства не было."